В первый день весны в нашем городе открылся первый форум женщин-предпринимателей «Женщина: ум в действии», одним из организаторов которого выступил Урало-Сибирский Институт Бизнеса (USIB). В течение двух дней участницы мероприятия –женщины-предприниматели, занимающие посты руководителей в самых разных сферах, – сосредоточились на обсуждении такой неоднозначной в понимании проблеме, как женское лидерство.
Уже сам факт форума, заявленного формата, может считаться любопытным: на нем не было ни одного участника мужчины. И, как призналась Лариса Гусева, генеральный директор USIB, причина вовсе не в том, что сильная половина человечества проигнорировала мероприятие – желающих было предостаточно. А в том, что целью встречи явилась попытка создать саму культуру общности женщин-предпринимателей. И диалог дам с глазу на глаз в таком случае куда конструктивнее, честнее и продуктивнее, чем в смешанном коллективе.
В первом же докладе был поставлен принципиальный для форума вопрос: существует ли феномен женского лидерства? С одной стороны, бесспорно, женщина давно нашла себя в мире больших денег, политики и дипломатии: есть женщины – президенты, главы крупных компаний, управленцы и собственники. С другой стороны, неочевидно, что, даже если ее стиль управления отличается от мужского, речь идет об особом типе лидерства. Есть ли он? – вот главная проблема, которую должны были обсудить участницы форума. Но поставленный вопрос достаточно быстро перерос в утверждение.
Докладчики – большей частью не теоретики, а практики – сосредоточились на собственном опыте лидерства. И здесь можно выделить несколько позиций, которые они озвучили.
В первом случае женщины пытаются сыграть в мужском мире по существующим правилам. Своей победы они достигают через ряд преодолений, например, собственной амбивалентности (а многие участницы форума сошлись на том, что именно природная двойственность определяет женщину, неспособную в критической ситуации выдать однозначное «да» или однозначное «нет»). Через устранение нефункциональности собственных действий и собственного окружения. Это возможно, если постоянно удерживать цель, ради достижения которой женщина-лидер вступила в деловой мир. Через преодоление инфантильности (неспособности нести тотальную ответственность за себя и собственные поступки), через стремление быть последовательной в каждом своем шаге.
«Я – функция в бизнесе». Если принять эту установку, то все становится просто. Тогда нет никакой двойственности», – заявила в своей речи Надежда Перевалова, генеральный директор ОАО «Уралгрит». «Нельзя, приходя на совещание к мужчине, смешивать роли: вести себя с 50-60-летним как с отцом (играть роль дочери) или оценивать партнера как мужчину (играть роль женщины). Мужчина так не может: он либо дело ведет, либо роман крутит, все делает последовательно, в отличие от женщины, у которой все происходить одновременно».
Во втором случае участницы высказались за то, что в мире мужской игры женщина безапелляционно проигрывает мужчине, если начинает играть по его правилам. Свою задачу докладчицы видят в том, чтобы, принимая и понимая собственную двойственность, научиться пользоваться ею как самым мощным инструментом. Но проблема в том, что, как ни парадоксально, «женщина не умеет играть по-женски» (Алена Антонова, управляющий партнер юридической компании «Антонова и партнеры», Москва). Она не умеет это делать потому, что само общество, нацеленное на самовоспроизводство, не заинтересовано в женщине-предпринимателе. И когда мужчина встречает в качестве делового партера или конкурента женщину – существо непонятное, а, следовательно, опасное, то пытается (чаще бессознательно) аннулировать ее деловые качества: например, начинает заигрывать с ней. Но сила женщины как раз и заключается в том, что только от нее и зависит, как ее воспримет мужчина: «Захотите быть королевой, будете королевой, захотите быть объектом желания – будете», – такой рецепт преодоления мужской агрессии предложила Алена в личной беседе.
Женщина-лидер (а надо заметить, что любые выводы участницы проектировали исключительно на тех женщин, которым недостаточно быть только женой и матерью) должна разрушить театр собственной женственности. Должна перерасти стереотипы, впитанные ею с детства, например, быть второй. Этот стереотип часто лежит в основе такого феномена, как «стеклянная крыша», когда женщина, достигшая самых серьезных высот, в момент последнего шага на пути к безоговорочному лидерству, вдруг сама толкает перед собой мужчину. Или внезапно переключается: «рожает позднего ребенка, заводит молодого любовника, а еще лучше, если появляются внуки, которых она начинает воспитывать» (Лариса Кондрашова, директор рекламного центра «Реконто»). Поэтому у нас так много женщин-замов, но так мало женщин-директоров. Другое проявление этой же проблемы – женщина все же делает шаг вперед, но «вместо того, чтобы вести и развивать дело, вдруг начинает его разваливать своим инфантильным поведением, как будто увлекаясь местью за все пережитое» (Елена Казанцева, директор консалтинговой компании «Проект Лидер»).
Женщина должна преодолеть и сексуальность. Речь идет не о том, что она должна отказаться от собственной чувственности. Как считает Лариса Рожкова, генеральный директор консалтинговой компании «Маркетинг – Дизайн Центр», собственник магазина «Premaman»: «Женщина успешна в бизнесе, когда реализовывается как женщина. Мужественная женщина – хорошо, мужеподобная – неправильно». Речь о том, что она не должна играть в сексуальность, если ее цель – собственный успех. «Но если женщина входит в бизнес с нерешенными внутренними проблемами, то эти проблемы только усугубляются. И мужчина в таком случае лишь усиливает ее двойственность, обостряет ее слабые стороны».
Еще одну позицию выразили Наталья Рождественская, консультант консалтинговой группы ФОИЛ, Москва, озвучившая тезис о том, что «современный бизнесмен должен быть по поведению женщиной: гибким, умеющим идти на компромиссы, обладающим интуицией» – то есть качествами, традиционно приписываемыми слабой половине человечества, и Наталья Глуханюк, директор Института психологии РГППУ, придерживающаяся взгляда, что лидер не имеет пола. Более того, ей видится, что мужчине-лидеру скорее присущи такие «женские» черты как гибкость, умение рисковать и коммуницировать. А тот экспресс-тест, который она провела в собравшейся на форуме аудитории, показал, что властным женщинам очень даже свойственны традиционно мужские черты: агрессивность, ригидность, пониженная тревожность.
Общий вывод, который можно сделать, исходя из тех историй, которые участницы форума услышали за два дня, – а каждый доклад и был историей нелегкого успеха сильной женщины – выразила Елена Зейналова, генеральный директор группы компаний «Деловые люди»: «Сначала я хотела понять бизнес, но поняла, что главное – познать себя: сначала я, а потом все остальное».
Таким образом, если вернуться к главному вопросу форума, то, возможно, однозначный ответ, есть ли женское лидерство как нечто отдельное от мужского, получен не был. В основном все проблемы, которые были рассмотрены на форуме, касались психологии женщины в бизнесе. Но вот что получилось точно, так это взаимодействие женщин – успешных, властных, амбициозных, осознающих свою силу и стремящихся понять себя, в том числе и через диалог с другими женщинами-лидерами.
Вопросы по работе сайта: +7 (343) 383-44-41, 217-63-73, 383-48-69
Пишите: mail@rabotagrad.ru
Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 801.
социальных сетях