Ваш город: (выбрать другой)
Авторизация:  Регистрация
Работа в Екатеринбурге, поиск работы в Екатеринбурге, вакансии - Работа Град
Разместите до 100 вакансий — бесплатно!
Газета «Работа Град»
Первое кадровое агентство Екатеринбурга

Профессия в действии: коуч

29 мая 2008

Автор: rabotagrad.ru

Борис Крылов
Международная ассоциация коучей дает следующее определение своей деятельности. «Коучинг — это партнерская работа с клиентами с помощью творческого процесса, побуждающего к новым идеям и вдохновляющего коучируемых на максимальное использование их личного и профессионального потенциала».
Определение достаточно широкое, чтобы уяснить чем же собственно занимается коуч, и чем отличается от прочих бизнес-тренеров. За уточняющими вопросами мы обратились к специалисту, именующему себя коуч. Независимый консультант, тренер и коуч по работе с персоналом Борис Крылов.

— Тема «коучинга» широко представлена в средствах массовой информации. Но, если честно, понятие настолько размыто, что догадаться, в чем суть деятельности коуча, проблематично. Как вы сами определяете понятие «коучинг» и как представляете свою роль в качестве коуча?

— Коучинг в его современном профессиональном понятии возник в 80-х годах прошлого века в США. Американцы Томас Леонард и Тимоти Гэлуэй и англичанин сэр Джон Уитмор считаются основными разработчиками его общей концепции.

Коучинг для каждого человека — это творческий и уникальный процесс, содержание, интенсивность и длительность которого зависят от конкретной цели (проблемы) и ситуации.

Лично я специализируюсь на проблемах работы с персоналом. Наиболее частые задачи, которые мне приходилось решать с использованием коучинга в качестве HR-менеджера и внешнего коуча — это постановка бизнес-целей (стратегические сессии); совершенствование лидерских навыков руководителей; совершенствование системы мотивации персонала; преодоление внутреннего кризиса, вызванного стрессом, сгоранием на работе или снижением уверенности в себе и проч.

— В переводе с английского «коучинг» — тренировка, индивидуальное обучение, «натаскивание». Называться коучем, а не бизнес-тренером, бизнес-консультантом — это просто модно? Или все же есть какая-то специфика?

— Многие бизнес-тренеры, консультанты, психологи и психотерапевты действительно называют себя сегодня коучами потому, что это брендовая методология. Ее специфика заключается в том, что коуч и коучируемый работают вместе как равноправные партнеры на основе взаимного доверия. Я, например, провожу бизнес-тренинги с менеджерами в стиле коучинга. Во время занятий я побуждаю участников к постановке структурированных вопросов по избранной теме через осмысление и переживание собственного опыта и конкретной проблемной ситуации, и каждый находит оптимальные решения для себя. Я могу предлагать возможные варианты, но «единственно правильных» ответов я не знаю. В то же время некоторые традиционные бизнес-тренеры, не говоря уже о лекторах, претендуют на знание истины в последней инстанции. А ведь любая истина всегда относительна.

Коуч — это скорее кто: тренер, психолог, шоумен?

— Коуч — скорее тренер, опирающийся на знания и практику психологии. Владеть основами современной практической психологии желательно для любого руководителя. В то же время многие руководители работают вполне успешно и без этих знаний, используя лишь здравый смысл, интуицию и эмоциональный интеллект.

Коуч — ни в коем случае не шоумен и не фокусник, так как сессии коучинга предполагают доверительные, сугубо конфиденциальные отношения с клиентом. Работа тренером \ коучем, часто затрагивают личные вопросы обратившегося.

— Какие методы вы применяет в работе с клиентами? Как они определяются? Существует ли общая схема работы?

— В мире существует множество национальных и международных ассоциаций и школ коучинга, в том числе и в России. Все они используют различные психологические концепции и практики, например, НЛП, теории эмоционального интеллекта и системных расстановок, гештальт-психологию, трансактный анализ, трансперсональную психологию и др. Любая психологическая концепция может служить инструментом для творческого эксперимента. И опытный коуч постоянно ищет и находит новые подходы и приемы.

Общим для всех методом является задавание сильных вопросов. Поэтому широко используются заранее заготовленные вопросники и тесты для исследования различных проблемных ситуаций коучируемого. В любом случае все начинается с определения и структуризации цели коучинга.

Наиболее часто используемые мною инструменты в коучинге по работе с персоналом — это вопросник Майерс-Бриггс по исследованию психологических типов; вопросник Хани-Мамфорда; мотивационный профиль Рисса; эмоциональный профиль Гоулмена и многие другие.

— Как можно оценить эффективность проделанной работы?

— По критериям, которые заранее определяются на начальном этапе целеполагания. Например, в коучинге по совершенствованию управленческих навыков, в отличие от традиционных краткосрочных семинаров или тренингов, не существует проблемы переноса знаний и парадигм действий в повседневную практику, так как коучируемый самостоятельно осваивает оптимальные техники изменений и достаточно продолжительное время отрабатывает и закрепляет до автоматизма необходимые навыки. В этом случае для измерения эффективности можно использовать «отзеркаливание», т.е. анонимный опрос коллег, друзей и даже членов семьи менеджера до и после занятий коучингом.

— Как вам кажется, у коучинга есть перспективы в России?

 Интерес к коучингу в России постоянно возрастает. «Эйчары» и тренинг-менеджеры все больше убеждаются в необходимости индивидуальных планов развития ключевого персонала. Коучинг в этом отношении — наиболее эффективный подход. Поэтому некоторые крупные компании уже имеют в своем штате корпоративных коучей.

Большой интерес вызывает телефонный и Интернет-коучинг как форма, требующая наименьших организационных и временных ресурсов.

— Какими компетенциями (в том числе образовательными) должен обладать коуч?

— Среди коучей идет постоянная дискуссия о том, должен ли бизнес-коуч иметь опыт работы в бизнес-организации. Я думаю, что да. Другие, особенно те, кто не имеют этого опыта, считают, что достаточно овладеть специальными психотехниками. В конечном счете, все зависит от цели занятий с коучем и результативности.

— Коуча можно сравнить с кучером? Вообще, через какие метафоры можно описать его деятельность?

 Английское существительное «coach» и немецкое «Kutsche» (отсюда «Kutscher» и русское «кучер») действительно этимологически родственные, и их первоначальное значение — «карета», «повозка», «эпипаж». В настоящее время «coach» означает еще и «спортивный тренер». Именно от этого значения и появился термин «коучинг».

Коучи используют много метафор, в том числе для описания своей деятельности.

Мне нравятся изречение Сократа: «Я никого ничему не могу научить, я лишь могу заставить человека думать» и китайская пословица: «Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет».


Международная федерация коучей определяет следующие основные компетенции коучей:

  1. Следование стандартам профессиональной этики, в частности, четкое определение целей и планирование процесса коучинга вместе с клиентом и разъяснение ему используемых инструментов и техник;
  2. Способность устанавливать доверительные отношения с клиентом
  3. Эмпатические способности, открытость, гибкость и спонтанность в процессе коучинга (способность «танцевать» вместе с клиентом);
  4. Умение активно слушать, задавать сильные вопросы и давать обратную связь, мудро подбирая слова и формулировки, используя метафоры;
  5. Умение вселять уверенность в клиента и побуждать его к анализу и осознанию проблемной ситуации с различных сторон;
  6. Умение ставить цели, планировать действия и отслеживать продвижение к целям.

 


Лариса Сорокина, заместитель генерального директора по персоналу Управляющей Группы Компаний «СТКС»
Есть мнение:

Лариса Сорокина, заместитель генерального директора по персоналу Управляющей Группы Компаний «СТКС»

 

Тема коучинга была популярна года 3-4 назад: проводилось много обучающих семинаров, коучинг активно обсуждался, компании планировали внедрять его методы в работу, а потом все сошло на нет. На сегодняшний день «коучинг» проявляется в том, что тренеры и руководители консалтинговых фирм в визитных карточках стали называть себя «коуч», а на каком основании — не всегда понятно.

Не спорю, коучинг имеет много сильных сторон. В идеале любой руководитель должен выступать коучем для своего сотрудника. Есть харизматичные руководители, лидеры, звезды, которые являются блестящими наставниками для своего персонала, даже не задумываясь о том, что они могли бы называться коучами. Есть формальные лидеры, обладающие авторитетом власти, и они также достигают поставленных целей. Если им предоставить технологию, увеличивающую эффективность работы, действенность которой можно оценить на практике, то почему бы ею не воспользоваться. Если ты «включаешь человеку голову», задаешь вопросы, объясняешь, зачем он должен это сделать, он не идет автоматически исполнять твои задания, а продумывает и предлагает, как можно выполнить поставленную задачу качественнее, потому что хороший специалист все равно знает свою сферу лучше, может выступить экспертом, если ему дадут такую возможность.

Но чаще всего стиль управления руководителя бывает ситуативным. Коучинг хорош для стабильной экономики, более-менее предсказуемого рынка. Нельзя в период кризиса вести переговоры только лишь в стиле коучинга. Надо отдавать четкие приказы, времени на дискуссии практически нет. Реальность такова, что сегодня мы не можем еще отказаться от многих вещей: делопроизводства, подбора персонала, разработки систем мотивации, обучения, оценки и проч. Целиком отдать их на аутсорсинг, чтобы оставить за эйчар-специалистами лишь функции коуча. Наверное, самому специалисту было бы тогда интереснее осуществлять свою деятельность, но для этого наша экономика должна пройти еще несколько этапов в своем развитии.

 
Оцените статью:
+
  
понравилась:
23
  не понравилась
0
Поделиться:

© 2007–2023 Портал «Работа Град» — работа в Екатеринбурге, вакансии

Вопросы по работе сайта: +7 (343) 383-44-41, 217-63-73, 383-48-69
Пишите: mail@rabotagrad.ru
Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 801.

Полная контактная информация | Тарифы и услуги | Обработка персональных данных

Сообщить об ошибке