Ваш город: (выбрать другой)
Авторизация:  Регистрация
Работа в Екатеринбурге, поиск работы в Екатеринбурге, вакансии - Работа Град
Разместите до 100 вакансий — бесплатно!
Газета «Работа Град»
Первое кадровое агентство Екатеринбурга

Я б в пиарщики пошел, пусть меня научат!

24 июля 2008

Автор: rabotagrad.ru

28 июля мы празднуем один из самых молодых профессиональных праздников современной России — день специалиста по связям с общественностью (в международной традиции – Public Relations, PR). В этот день пять лет назад, в 2003 году, произошла государственная регистрация профессии. Потребность же в профессии была осознана гораздо раньше — и, прежде всего, учебными заведениями, которые начали готовить специалистов в сфере Public Relations с 1996 года. Об особенностях профессии и пиар-образования мы попросили рассказать Светлану Александровну Болышеву — декана факультета «Связи с общественностью» Уральского Государственного Университета, кандидата филологических наук, доцента. 

Светлана Александровна Болышева, декан факультета «Связи с общественностью» УрГУ
Светлана Александровна, несмотря на то, что PR-образованию в России уже 12 лет, до сих пор актуальным остается мнение, что достаточно любого гуманитарного образования, чтобы стать специалистом по связям с общественностью. Как Вы относитесь к подобному мнению?

Я рассматриваю такие заявлениям исторически. Если бы Вы мне задали этот вопрос лет 10 назад, то, зная ситуацию в этой профессиональной сфере, я бы ответила утвердительно. Это было обусловлено колоссальной общественной потребностью в таких специалистах на фоне разрушения единой идеологии. В стране, где в течение 75 лет пропагандировался один блок идей, таких специалистов не было.

Теперь прошло 12 лет с официального открытия сферы пиар-образования в России, и сегодня подготовлены уже десятки тысяч дипломированных специалистов. Кроме того, изменились требования к ним. 10-15 лет назад работодателю важно было, чтобы такой специалист выполнял простейшие функции: налаживал контакты с прессой, поддерживал общественное мнение, подпитывал информационное поле. Сегодня отношения изменились. В мире растет значение нематериальных активов: репутации, имиджа, бренда, которые нуждаются в грамотном формировании. И те, кто не являются профессиональными пиарщиками, с этим справиться не могут.

Какие же преимущества дает пиар-образование? Чему Вы уделяете наибольшее внимание при подготовке студентов?

Главное, что мы учитываем при подготовке специалистов, то, что профессия является междисциплинарной. Она питается десятками, даже сотнями разных наук, поэтому для того, чтобы продуктивно работать, нужно иметь очень широкую подготовку. Управление связями с общественностью как стратегическим, приоритетным управленческим ресурсом должно использовать множество коммуникационных подходов в едином управленческом потоке одновременно: реклама, пиар, промоушн, интернет, управление общественным мнением, цена, место продажи, продавец и так далее. Используемые во взаимосвязи, эти ресурсы создают такой синергетический эффект, какого не может достигнуть ни один ресурс в отдельности. Этот эффект рождают имидж, репутацию, бренд как итог.

Направление получило название интегрированных маркетинговых коммуникаций. Создавая наш факультет, мы положили в его основу такой подход.

Каким дисциплинам при подготовке специалистов Вы уделяете внимание, учитывая роль PR-специалиста в компании?

Исходя из того, что основная функция управленческая, мы сделали блок таких дисциплин превалирующим: менеджмент, коммуникационный менеджмент, менеджмент рекламы, управление кризисами с помощью связей с общественностью, маркетинг.

Поскольку пиар является частью информационной сферы, то мы даем много журналистских дисциплин. Большое внимание уделяется экономическим дисциплинам. Ну и конечно общегуманитарная подготовка: история, риторика, философия.

Разрабатываете ли Вы новые направления?

Да, нам есть чем гордиться здесь. Мы наполняем обучение такими дисциплинами, которые делают специалистов экспертами, советниками, консультантами. Одна из новинок – PR-консалтинг. Кроме того, мы стали обращать внимание на подготовку специалистов по управлению брендом.

Светлана Александровна, как Вы оцениваете выпускников факультета: выпускник уже является готовым специалистом по связям с общественностью?

Применительно ко всем этого сказать нельзя. Но таких выпускников становится все больше. Из 70 человек выпуска о половине можно сказать, что это готовые PR-специалисты, у которых карьерный рост наметился еще на 3-4 курсах. Другая часть находит себя в сфере рекламы, маркетинга. Поэтому мы большое значение уделяем практике. Сфера PR требует очень раннего развития прикладных навыков, знаний.

Какие сферы жизни общества, в которых PR наиболее востребован, Вы бы могли назвать?

PR нужен всем сферам общества. Наиболее востребован он в деятельности общественных организаций. В последнее десятилетие растет потребность в социальном PR. Это отклик на оживление экономики и попытки примирения общественных интересов. Появляется также понятие социальной ответственности бизнеса.

С другой стороны, можно сказать, что очень недостает использования PR-стратегий сфере государственного управления. А это область, где PR должен преобладать. Это мы видим на примере неуспеха продвижения национальных проектов, реализованного традиционным командно-административным подходом. Обществу пытались представить их ценность, значимость методами пропаганды. Но исследования показали, что общественное мнение не поддержало их. Почему? Просто потому, что мало узнало о них. Подобное происходит со многими реформами.

Центр PR и рекламной индустрии сосредоточен в столице? Как противостоять подобной централизации регионам?

Нужно понять, что отношение многих центральных PR-агентств к регионам потребительское: осваивая основной капитал заказчика, они редко реально развивают общественные отношения в регионе. Думаю, что здесь все решит развитие реальной конкурентной среды и появление на Урале своих мэтров PR. Чтобы управлять регионом, нужно знать его особенности. Кто может сделать это лучше, чем региональный специалист? Самая главная проблема, которая здесь присутствует, это неспособность не только регионального, но и центрального бизнеса представить себя адекватно, поддерживать благоприятный имидж профессии.

Светлана Александровна, что бы Вы могли назвать определяющим для выбора профессии Специалист по связям с общественностью?

Есть две позиции: «видеть себя в профессии» и «видеть профессию в себе». Наши абитуриенты и студенты больше склонны видеть себя в профессии. Когда человек умудрен опытом, он открывает профессию в себе. Она начинает управлять человеком, перестраивает тебя. Для пиара базовая ценность профессии – это умение вставать на точку зрения другого человека, принимать решения с учетом мнения противоположной стороны. Скажите, учил ли нас кто-то так управлять в Советской России в течение 75 лет? 
Оцените статью:
+
  
понравилась:
10
  не понравилась
4
Поделиться:

© 2007–2023 Портал «Работа Град» — работа в Екатеринбурге, вакансии

Вопросы по работе сайта: +7 (343) 383-44-41, 217-63-73, 383-48-69
Пишите: mail@rabotagrad.ru
Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 801.

Полная контактная информация | Тарифы и услуги | Обработка персональных данных

Сообщить об ошибке