Ваш город: (выбрать другой)
Авторизация:  Регистрация
Работа в Екатеринбурге, поиск работы в Екатеринбурге, вакансии - Работа Град
Реклама ваших вакансий через Jobpromo.ru
Газета «Работа Град»
Первое кадровое агентство Екатеринбурга

Профессия в действии: Верстальщик

4 августа 2008

Автор: rabotagrad.ru

Сейчас вы держите в руках нашу газету. Что вы в первую очередь видите? Как и человека, любую газету «встречают по одежке», то есть по внешнему виду. Глаз сразу же отмечает расположение фотографий и текстов, поля, расстояния между строчками, все оформительские элементы. Иными словами, человек оценивает верстку издания.

В издательском словаре-справочнике верстка определена как монтаж полос издания заданного размера из составных элементов: наборных строк текста, заголовков, формул, таблиц, репродукций иллюстраций и так далее. И в каждом издании есть отдельный человек, который отвечает за процесс верстки. Еще несколько лет назад такого специалиста даже точно не знали, как называть. Кто говорил забавное слово «верстун», кто высокопарно произносил «специалист по верстке». Но в последние годы за этим специалистом прочно закрепилось наименование «верстальщик». Конечно, большинство из нас может себе примерно представить, как разместить на странице текст и поставить иллюстрации. Однако от этих простых действий до настоящей верстки — огромный путь…

На экране компьютера — белая страничка, разделенная синими линиями — «направляющими». По экрану летает курсор, и вдруг на этой страничке появляются квадраты и прямоугольники, затем они заполняются текстами, картинками, таблицами. Однообразный текст на глазах преображается: появляются заголовки, подзаголовки, врезки. Страничка становится все красивее — и вот мы понимаем, что перед нами полоса газеты. Так происходит верстка. Обычно труд верстальщика остается «за кадром». Но сегодня, в день рождения нашего издания, наш верстальщик Константин Зюськин приглашает вас в свою «лабораторию».

Костя, большинство людей сами могут худо-бедно сделать страничку в Word, однако с первого взгляда мы поймем, что это не газета и делал это не профессиональный верстальщик. Что отличает профессионального верстальщика?

— Когда человек просто берет программу и сразу же верстает, получается не СМИ, а стенгазета. У верстальщиков «стенгазета» — очень обидное название. Она отличается от настоящего издания, как попса от классики. Здесь столько деталей! Чтобы быть настоящим верстальщиком, надо знать много специальных программ. Я верстаю в программе InDesign, Pagemaker, использую Photoshop, Corel. Все эти программы позволяют не просто «накидать» на страницу элементы, а сделать качественное издание. Кроме того, когда знаешь много нюансов, это здорово ускоряет работу. Например, есть программы, которые автоматически переводят набранный текст с русской на английскую раскладку клавиатуры и наоборот. Кроме того, пользуешься огромным количеством комбинаций «горячих» клавиш. Скорость — это то, что приобретается с опытом и отличает профессионала. Хороший верстальщик — скоростной. Ведь газету нужно сдать точно в срок.

Но при любой скорости нужно соблюдать определенные правила. Какие есть требования к профессиональной верстке?

— Требований очень много. В двух словах их даже не перечислить. Одно из основных правил — верстка должна быть единообразной. Не должно быть много разных шрифтов, должен быть единый стиль. При верстке в несколько колонок нужно смотреть, чтобы текст начинался и заканчивался на одном уровне, а смежные строчки были выровнены по горизонтали. Если рядом расположены два материала, то их заголовки не должны быть на одной строчке. Также есть требования к расположению иллюстраций. Если фотография в середине текста, сверху и снизу должно оставаться не по одной, а по нескольку строчек. Я очень строго слежу за всем этим. Казалось бы — мелочи, но из всех этих деталей складывается лицо газеты.

А где можно научиться всему этому? Насколько я знаю, в вузах нет специальности «верстальщик». Как вы сами стали верстальщиком?

— Действительно, профессиональных дизайнеров у нас готовят, а вот верстальщиками становятся сами. Я сам закончил Художественное училище, но для верстки этого крайне мало. Когда я пришел работать в первую свою газету («Главный проспект»), я думал, что все знаю. Но мне очень быстро объяснили, что я ничего не знаю. Разница была такая, как между человеком, действительно умеющим работать в Word, и человеком, которого первый раз в жизни посадили перед компьютером и сказали: «Вот тебе Word, работай». Когда я проработал две недели, меня позвал начальник отдела и спросил: «Ты уверен, что хочешь заниматься именно этим?». Я ответил: «Да». Тогда он выложил на стол ключ от кабинета и сказал: «Ночи твои». Каждую ночь я работал, переделывал, пробовал. Через год стал старшим специалистом отдела, а через два года — начальником этого отдела. Сейчас я уже восемь лет занимаюсь версткой. И я люблю свою работу, мне нравится постоянно взаимодействовать с журналистами.

Костя, на одних предприятиях человека, занимающегося оформлением изданий, называют верстальщиком, на других дизайнером. В чем разница?

— Сейчас грань между верстальщиком и дизайнером очень тонкая. В очень крупных изданиях есть и верстальщик, и дизайнер. В этом случае дизайнер в большей степени отвечает за творческое решение, а верстальщик — за техническую сторону дела. Но чаще всего верстальщик — универсал. И приписывают ему технические функции только по привычке. Раньше верстка была делом чисто механическим. Ответственный секретарь высчитывал все размеры, чертил по линеечке на бумаге макет, а верстальщик должен был вручную набрать буквы. В восьмидесятые годы в Америке впервые появилось понятие «компьютерная верстка». А с появлением новых компьютерных программ процесс стал в миллион раз проще. Сейчас верстальщик сам решает, как оформить газету. Так что это в первую очередь творческая профессия.

Творческие профессии, как правило, связаны с переработками. Верстальщики часто работают по ночам. Не устаешь от такого режима?

— Конечно, перед сдачей номера иногда приходится задерживаться. Как же я могу уйти с работы, если знаю, что что-то сделал не так хорошо? Если надо — могу и всю ночь проработать. Вообще одну газету в 58 полос я могу сделать за 24 часа. Но это в идеале. Реально всегда возникают шероховатости, нужно продумывать детали. Для меня очень важно, чтобы я сам контролировал свое время. Большинство начальников понимают это и просто ставят сроки. Например, я люблю работать, когда все уйдут, когда тишина. У меня обязательно должно быть свое пространство, где я буду творить. Мне нужно сдать газету к такому-то часу — мое дело, как это сделать. Но это не единственная трудность.

А в чем самая большая сложность?

— В том, что не все зависит от меня самого. Во-первых, бывают «глюки» системы в тот момент, когда полосы уже печатаются, чтобы отдать их в типографию. Какая-нибудь буква может просто не пропечататься, один шрифт — не распознаться. Но надо признать, что сейчас таких проблем стало значительно меньше, поскольку мы используем современные системы. Вторая сложность — работа с типографиями. Сделаешь все идеально, подгонишь цвета, а они краски немножко больше нальют — и работа насмарку. В особенности такие проколы возникают, когда тираж печатают сначала в одной типографии, а затем переходят в другую. Поэтому сейчас мы стабильно работаем с одной хорошей типографией, в которой уже знают, что нам надо. 

Получается, на тебе очень большая ответственность довести до конца каждый номер газеты. Откуда берутся силы на все это?

— У меня всегда появляется вдохновение, когда я осваиваю что-то новое. А здесь постоянно появляется новое — новые программы, стили. Несколько лет назад мне нравился такой ход: два слова на целую страницу. И внимание привлекает, и информация есть. Сейчас мода на это проходит. Появляется другая тенденция: минимум текста, максимум визуализации. Если, например, в материале речь идет о директоре, то достаточно поставить профиль делового человека, а читателю будет понятно, про что текст. Мне интересно отслеживать эти тенденции. И еще — очень много энергии придает коллектив. Ребята у нас молодые, веселые. Посмеешься с ними, передохнешь — и опять с новыми силами в бой.

 
Оцените статью:
+
  
понравилась:
9
  не понравилась
2
Поделиться:

© 2007–2023 Портал «Работа Град» — работа в Екатеринбурге, вакансии

Вопросы по работе сайта: +7 (343) 383-44-41, 217-63-73, 383-48-69
Пишите: mail@rabotagrad.ru
Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 801.

Контакты | Тарифы и услуги | Обработка персональных данных

Сообщить об ошибке