В борьбу за студентов вступили отечественные платформы онлайн-образования
20 марта 2014
Автор:
Газета «Ведомости»
До конца апреля Высшая школа экономики откроет семь онлайн-курсов на международной образовательной платформе Coursera, подтвердили «Ведомостям» в пресс-службе НИУ ВШЭ. За полгода сотрудничества уже было запущено 12 образовательных курсов, на которые подписалось более 100 000 человек. Это в пять раз больше, чем студентов-очников в московском, нижегородском, петербургском и пермском отделениях ВШЭ, говорят в пресс-службе.
Сейчас на своей персональной странице сайта Coursera Высшая школа экономики разместила курсы «Финансовые рынки и институты», «Основы корпоративных финансов», Public Economics, Core Concepts in Data Analysis, «История экономической мысли», «Основы микроэкономики», «Макроэкономика», Introduction to Neuroeconomics: how the brain makes decisions, «Теория отраслевых рынков», «Экономика труда», Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communication и «Документы и презентации в LaTeX».
«Онлайн-образование развивается в России молниеносно», — считает Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково». — Такое явление, как MOOC (Massive Open Online Courses), стало настолько популярно пару лет назад, что газета The New York Times назвала 2012-й годом MOOC (The Year of MOOC). MOOC — самая известная на сегодня форма онлайн-обучения, хотя само онлайн-обучение начало распространяться еще в 1990-х». Он напоминает, что долгое время все проекты в этой области заключались в предоставлении доступа к видеозаписям лекций профессоров либо к электронной версии учебника. Следующим этапом было добавление возможности в автоматическом режиме проверять знания в виде тестов multiple choice. Все эти проекты изначально были нацелены на использование внутри вуза и получили взрывной рост популярности при развитии их до уровня массовых онлайн-курсов.
По мнению Конанчука, в России онлайн-образование развивается давно, но пока что отсутствуют широко известные проекты: «Скорее всего, это связано с тем, что почти все существующие российские онлайн-платформы изначально были ориентированы на платное предоставление образовательных услуг и, следовательно, не претендуют на охват большой аудитории. Проекты, предоставляющие бесплатный доступ к качественным курсам, можно пересчитать по пальцам.
Из российских вузов, вступивших в сотрудничество с проектами в области онлайн-образования, эксперт выделяет Московский государственный университет (почти все стартовые курсы «Универсариума»), Высшую школу экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технологический институт (сотрудничество с Coursera), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (сотрудничество с Uniweb и Hexlet). Также достаточно большое количество вузов выкладывают видеозаписи своих лекций в различные медиатеки. «Подобный формат, правда, постепенно теряет популярность: если студент будет выбирать между полуторачасовой видеолекцией и структурированным удобным курсом MOOC, то выбор будет очевиден — в пользу последнего. Единственный пример удачного формата длинных видео (из мировых образцов) — это TedX, но он основан на участии профессоров-звезд и применении специальных техник при съемке для удержания внимания просматривающих. В то время как большинство доступных в российских медиатеках видео — это часовая и более запись лектора со статичной камеры», — говорит сколковский эксперт.
Гендиректор Института развития образования ГУ-ВШЭИрина Абанкина считает, что экспансия онлайн-курсов элитных американских университетов может в перспективе серьезно ударить и по российским региональным институтам: в России наверняка найдется достаточно желающих обзавестись престижным дипломом Стэнфорда и Гарварда, не выходя из дома. Впрочем, буквально в последние пару лет в нашей стране появляются все новые локальные онлайн-образовательные проекты. Чем они принципиально отличаются от глобальных, поясняет Конанчук из «Сколково»:
они ориентированы на разные рынки: западные проекты изначальное делаются для глобального рынка и международной аудитории (из прагматичных соображений — он больше); российские проекты, как правило, нишевые и ориентированы на Россию, СНГ или в лучшем случае «русский мир»;
маркетинг: за западными проектами всегда стоит сильный бренд (Гарвард и MIT — в случае EdX) или «звездный основатель» (Себастьян Трун в Coursera, Ларри Саммерс, бывший президент Гарварда, в Minerva Project); российские проекты создают, как правило, фигуры не такого масштаба; в результате у иностранных проектов больше шансов на быструю раскрутку;
скорость мышления и действия: российские проекты пока хронически опаздывают и, как правило, являются копиями западных образцов; зарубежные проекты сами предлагают инновации — сначала в дизайне курса (MOOC), сейчас — в работе с Big Data, в будущем — в моделях монетизации.
Почти все российские проекты в области онлайн-обучения планируют существовать за счет предоставления платного доступа к своему контенту, рассказывает Конанчук. Хотя есть небольшие различия (платным может быть как доступ к образовательному контенту и возможность пройти оценку своих знаний, так и возможность получить сертификат по итогам успешного прохождения курса), но принцип платности контента используется во всех проектах. Примечательно, что ориентация на монетизацию присуща проектам, начиная со старта, — и это сильно ограничивает потенциальную аудиторию проекта и возможные горизонты развития. Такие проекты не смогут стать достаточно популярными и занять место известных MOOC-провайдеров в русском сегменте интернета, считает эксперт. Исключение составляют только три проекта — «Универсариум», изначально позиционируемый как MOOC-платформа для российских курсов; Hexlet, созданный и поддерживаемый энтузиастами, и Interneturok.ru (российский аналог Khan Academy) и Eduson. Наиболее перспективные проекты, на его взгляд, — «Универсариум» и Eduson.
Вопросы по работе сайта: +7 (343) 383-44-41, 217-63-73, 383-48-69
Пишите: mail@rabotagrad.ru
Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 801.
социальных сетях